Новое или подержанное пианино

Новое или подержанное пианино – какое выбрать?

«Зачем тебе эти старинные дрова? Что? Какой-то столетний Блютнер или Блюхер?.. Соседка почти новый, совсем неигранный «Красный Октябрь» продаёт! Правда, конечно, дороже, но зато НОВЫЙ!» — из бытовых разговоров. 

Безусловно, в нашем обществе, в котором не так уж много профессиональных музыкантов, бытует стереотип, что новое – значит, качественное и прослужит века. Фортепиано сопоставляют с автомобилем, который теряет свою стоимость каждый год, поскольку выходят новые, более современные, усовершенствованные модели. Автомобиль б/у наверняка имеет множество скрытых неполадок, замаскированных дефектов и, главное, он уже «с пробегом». Антикварный раритет фортепианного искусства оценивают по аналогии с автосервисом. Именно по этой причине до сих пор, хоть и редко, но встречаются ситуации, когда далёкие от мира музыки люди выставляют подобные объявления: 

«Имеется пианино, 18… какого-то года, немецкое, с нарисованными медалями внутри и кучей всякой бронзы.Считается ли антиквариатом сей инструмент и можно ли его реализовать в этом качестве или проще разломать и сдать как цветной металл? Подскажите, кто знает, пожалуйста!» 

На этот счёт хочется вспомнить известную поговорку. Друзья, не всё то золото что блестит! 

Стали бы известные концертирующие музыканты покупать за огромные суммы скрипки Страдивари, создавать себе же дополнительные сложности с реставрацией и бережным уходом, когда в ближайшем магазине музыкальных инструментов огромный выбор новеньких, сияющих? А при перевозке таких раритетов во время гастролей нужны специальные документы и разрешения, иначе на таможенном контроле в аэропорту музейную скрипку запросто отберут! Ответ: значит всё-таки оно того стоит! Но не всегда.

Фортепиано б/у делятся на три ценовых категории:

— высокую (к которой относятся марки известных мировых брендов, антикварный раритет, представляющий ценность в качестве произведения искусства, а также определённые «удачные» модели с прекрасным звуком или созданные известными мастерами); 

— низкую (некачественные производители, к которым, к сожалению, относятся и российские/советские заводы, инструменты с серьёзными неисправностями и внешними дефектами, плохой, плоский, глухой или резкий тембр, неинтересное природное звучание пианино, которое не изменится после настройки);

— нечто среднее, баланс между качеством и ценой.

Стоит иметь в виду, что новые инструменты в современное время штампуются на заводах тысячами, в некоторых странах участие в сборке принимают механические технологии и робототехника. В век маркетинга и потребительства многие недобросовестные производители стараются снизить расходы на производство, использовать более экономичные материалы, более быструю производительность труда, менее квалифицированных специалистов. В некоторых странах ручную работу и вовсе заменила робототехника и инновационные технологии. Изготовители не так стараются работать «на качество» — важнее стало количество выпущенного товара, реклама и маркетинг, которые сделают своё дело и даже бракованные инструменты найдут своих покупателей – главное, уметь продать. Подобные нюансы касаются, в частности, фортепиано индонезийской, китайской и российской сборки. 

Однако, это не относится к фортепиано признанных мировых брендов, которые стремятся поддерживать своё качество уже долгие годы и берегут честь своего доброго и уважаемого имени. К таковым относятся Steinway&Sons, C. Bechstein, Blüthner, Boesendorfer, Fazioli, A.Forster, Petrof, Sauter, Seiler, Schimmel, Yamaha, и другие. В основном, это европейские производители, зарекомендовавшие себя элитой в мире музыкального искусства. Приобретая новое пианино или рояль этих знаменитых и любимых пианистами-исполнителями марок, вы будете уверены, что качество и строй инструмента будет дарить вам наслаждение прекрасным тембром всю жизнь и даже, возможно, останется в наследство внукам. Однако, стоимость подобных инструментов является истинной роскошью. 

Некоторое преимущество и страховку от неудачного приобретения нового фортепиано покупатели видят в гарантии производителя. Тем не менее, не все знают, что она имеет множество ограничивающих пунктов, которые являются исключением. 

К ним относятся внешние дефекты (например, отслаивание полировки, когда лак вздувается пузырями) – производитель может сослаться на то, что вы не поддерживали необходимый уровень влажности в помещении – 40 — 45%. В таком случае, они не несут обязанности за последствия. Кто может доказать, какую влажность в помещении вы создали и поддерживали? То же касается возможного появления трещин в деке и штегах. Это может зависеть как от пересушенного воздуха, так и от чрезмерного натяжения струн из-за работы плохого настройщика.

Мелкие поломки (сломалась подставка для нот, крышка клавиатуры плохо зафиксирована фурнитурой, дефекты молоточков, креплений и т. п.) – производитель также откажется от обязательств, ссылаясь на то, что вы могли ходить по клавиатуре (и не только) ногами, хлопать крышкой или играть чересчур патетично и агрессивно.

Инструмент не держит строй. Вы купили новый инструмент, а он постоянно «расстраивается». Завод-изготовитель не предоставляет бесплатного настройщика. Этим придётся заниматься за свой счет и если раз за разом строй неизбежно ползёт уже через месяц после настройки – только тогда вы сможете узнать, качественное ли фортепиано приобрели.  Часто б/у пианино качественных и уважаемых брендов (даже в среднем ценовом сегменте) держат строй гораздо лучше новых «халтурных» инструментов недобросовестных изготовителей. При этом цена их может быть в 2-3 раза ниже.

Пианино самого дешевого ценового сегмента и китайской сборки звучит далеко не так, как какой-нибудь средненький Petrofи уж тем более не так, как концертный рояль Steinway. Да, это правда. Остаётся только смириться. Или выбрать тот же Petrof, Steinwayб/у. В некоторых наиболее дешевых моделях в производстве деталей и элементов инструмента используется даже ДСП, не говоря уже о пластмассе в механике.

Что касается редких, антикварных пианино б/у – как правило, они изготовлены именитыми мастерами вручную, будучи задуманы как образец высокого искусства. Корпус старинных инструментов изготавливали из массива ценных пород древесины. Использовалось красное дерево, граб, секвойя, дуб, эбеновое дерево, бук, итальянская красная ель и прочие редкие породы. Для каждого элемента фортепиано предназначался определённый сорт, который порой должен был сушиться годами. Клавиши покрывали пластинами из натуральной слоновой кости, а чёрные клавиши – африканским чёрным деревом. Широко использовались элементы резьбы и лепнины, скульптурные украшения, медные канделябры для свечей. 

Звучание таких инструментов, безусловно, было гораздо лучше, когда они были новыми. Но, благодаря уникальному качеству и мастерству ручной работы, их звучание зачастую до сих пор остаётся более ярким, бархатным, чистым и глубоким, нежели у новых фортепиано плохих производителей и посредственной сборки (в том числе, новых пианино времен СССР – в те времена, когда они были новыми). Разумеется, этот результат достигается только после заботливой и трудоёмкой реставрации с заменой многих внутренних механизмов и элементов.

Антикварные, старинные инструменты всегда можно выгодно продать, даже если они уже не доступны для восстановления и музицирования. Фортепиано – это храм души, образец высокого искусства и сочетаний различных его областей в одном творении. На всемирных аукционах подобные инструменты всегда находят отклик в сердцах коллекционеров, частных учредителей музеев и выставок, любителей старины. Например, 3 марта израильский аукционный дом Winner’s Auctions провел торги раритетных вещиц, среди которых самым заметным лотом было фортепиано, которое известно под названием «Бессмертное фортепиано».

Его стоимость на аукционе составила $320,000 — 21 млн рублей. У инструмента потрясающая история, которая полностью оправдывает название. Его 221-летнее путешествие началось в Турине, были остановки в Париже, на поле битвы Второй мировой войны, в Северной Африке, в Нью-Йорке и в Тель-Авиве.

Обычная, средняя категория инструментов б/у позволяет подобрать баланс между желаемым и возможным, между ценой и качеством. Если вам повезет или вы будете особенно настойчивы в поисках, можно найти инструмент, может быть, не самой великолепной марки, однако, с тембром, поражающим красотой обертонов и обволакивающим звуком. При бережном отношении и регулярных консультациях настройщика вы сможете наслаждаться им долгие годы, а затем перепродать без какого-либо убытка для себя. Обратите внимание на немецких и чешских производителей и старайтесь обходить стороной советские пианино.

Но какой вариант всё-таки выбрать непосредственно Вам – новое пианино или б/у?

В первую очередь, задумайтесь, с какой целью вы приобретаете инструмент и кто на нём будет играть, насколько серьёзны ваши дальнейшие планы касательно музыки, как часто и насколько подолгу на фортепиано будут заниматься. Даже вопрос интерьера и микроклимата помещения стоит не последним в списке. Давайте рассмотрим некоторые ситуации.

  1. Нет финансовых ограничений. Покупатель, любитель современного интерьера и модного дизайна, собирается отдать ребенка в музыкальную школу для полноценного, разностороннего образования и умения произвести приятное впечатление в культурных кругах. 

— Выбор: новое пианино. Сверкающий лоск нового инструмента идеально впишется в ваш интерьер и станет яркой изюминкой – для вас это тоже необходимо. Ребенок на начальном этапе обучения вряд ли оценит преимущества старинного, дорогого, раритетного пианино. Вряд ли все его плюсы и возможности в данном случае заиграют всеми гранями алмаза. Тем не менее, он сможет заниматься на качественном инструменте, который прослужит долго и будет приносить радость от занятий.

 2.   Бюджетный вариант. Стандартная квартира. Ребенок занимается в музыкальной школе, родители когда-то тоже занимались, но бросили, а теперь хотят вспомнить азы или просто подбирать аккорды к любимым песням и мелодии из фильмов. В квартире живет попугай, хомячок, три кота и две собаки, ожидается еще один малыш. Бабушка любит антиквариат и поёт в хоре.

— Выбор: б/у средней и невысокой ценовой категории. В данном случае семье будет сложно поддерживать идеальное состояние раритетного инструмента, преимущества его звука на данном этапе также не будут играть первостепенную роль, а новое фортепиано качественной марки не впишется в бюджет. Новое пианино дешевой сборки и от плохого производителя быстро выйдет из строя и будет требовать постоянных вложений. Микроклимат для ценного и старинного б/у инструмента будет слишком проблематичным и неконтролируемым: обилие шерсти и перьев, сквозняки, шум и детские шалости, отсутствие времени для постоянного обеспечения влажности в помещении, наличие сквозняков и т. п. Недорогое фортепиано позволит сберечь бюджет семьи, а также нервы бабушки-любительницы антиквариата, которой не нужно будет ворчать на внуков за недостаточно аккуратное обращение с инструментом, и на котов, которые облюбуют пианино в качестве двухъярусной кровати.

3. Профессиональный музыкант со стажем, который прекрасно разбирается в фортепианных тембрах и любит играть Баха по вечерам. Коллекционер, любит вещи «с душой», живёт в тихой квартире, окна которой выходят на юг (да, даже это может быть значимым фактором в принятии решения).

Выбор: старинный немецкий инструмент после качественной реставрации. Данный тип покупателя знает, чего именно он хочет от фортепиано и целенаправленно ищет глубокий звук, редкое качество. Ради этого он даже способен накопить необходимую сумму, чтобы приобрести действительно потрясающую модель пианино. Благодаря своим знаниям, он способен раскрыть весь потенциал отреставрированного раритета, вернуть его к жизни и дать возможность звучать прекрасной музыке в уникальном, редком качестве. Бережное поддержание характеристик и жизнеспособности инструмента в данном случае вполне осуществимо. 

Новое фортепиано или б/у  — ответ на этот вопрос вы сможете найти лишь в закоулках своего сердца, задав себе честно вопрос: сможете ли вы раскрыть потенциал редкого инструмента и позволить ему показать свою алмазную красоту? Сможете ли содержать фортепиано в достойном отношении и заботе? Как много и на каком уровне вы собираетесь на нём играть? Достаточно ли вам бюджетного, скромного варианта? Ответ на этот вопрос можете знать только вы сами. Но мы уверены, что в любом случае, каждый инструмент всегда находит достойного хозяина, который подходит именно ему! Вместе они способны согревать сердца и вращать эту планету энергией музыки и силой любви к прекрасному искусству.