Настройка

Настройка пианино и роялей

     Каждый знает, что фортепиано время от времени имеет свойство «расстраиваться», то есть терять чистоту интонационного строя. Происходит это как от механических факторов, так и от условий окружающей в доме среды. Многочасовые ежедневные занятия, профессиональное исполнение громких, патетических, экспрессивных произведений (например, Бетховена или Щедрина), активное «бренчание» маленьких детей – это то, что относится к механическому фактору.

Частое биение молоточков, безусловно, изнашивает их, однако, как ни странно, «заброшенность» инструмента еще больше провоцирует выход пианино из строя. Поскольку сильнее всего он нарушается именно в тех случаях, когда на инструменте годами никто не играет. Кажется, что у фортепиано действительно есть душа, что оно действительно живое и совершенно по-человечески расстраивается из-за своего одиночества. Безусловно, к этому приводят физические факторы. Например, скопление пыли под клавишами, поскольку они остаются неподвижными, отсутствие чистки как внутри, так и снаружи инструмента, не активность механизмов.

Если фортепиано длительное время стоит неиспользованным – как правило, хозяева не обращают внимания на чрезмерную сухость помещения, которая наносит ущерб пианино, на возможное скопление паутины в инструменте, на наличие в нем насекомых или шерсти домашних животных. Отопительный сезон в зимние холода и резкие перепады температур губительно сказываются на древесине, вызывая развитие микротрещин, пересыхание и расслоение элементов корпуса и молоточков. По этой причине не следует ставить инструмент вплотную к батарее или кондиционеру, создающему резкие перепады температур и сквозняки. Не стоит также выбирать место для фортепиано у окна: дополнительная сырость и ветер из форточки ускорят процесс «расстраивания».

Удивительный факт, но «живое» акустическое пианино реагирует даже на эмоциональную обстановку в семье, в которой находится. В это сложно поверить, однако, скандалы, крики и ссоры создают определённые звуковые волны, которым подвержен инструмент.

Также повсеместно можно увидеть обычные бытовые ошибки в эксплуатации – тяжёлые вазы с цветами, выставленные на верхнюю панель, многообразие статуэток и скопление книг, скапливаемых на пианино, постоянно открытая крышка, благодаря чему клавиши остаются незащищёнными от пыли – всё это ускоряет визит настройщика.

Как определить, что пианино «расстроено»? Если вы слышите дребезжание звука, раздвоение, фальшивое интонирование, недостаточно чистые аккорды, не говоря уже о западании клавиш или отсутствии звука при нажатии – пора вызывать специалиста. 

Не следует браться за дело самостоятельно, особенно если у вас качественное и дорогое пианино: вы можете ещё больше навредить инструменту. Первому попавшемуся настройщику из объявления на авито тоже доверять не стоит. Лучше всего спросить вашего преподавателя или репетитора – он знает проверенных мастеров и посоветует обратиться к проверенному мастеру. Если у вас нет педагога – спросите участников различных музыкальных форумов и сайтов, обратитесь в профессиональные музыкальные школы, училища или вузы вашего города, мастерские и магазины музыкальных инструментов – там вам наверняка дадут полезный совет.

Как происходит процесс настройки пианино?

В первую очередь, мастер снимает с пианино верхнюю и нижнюю панель, а также клавиатурную крышку, открывая доступ к внутренним механизмам и 220 струнам. Кстати, обратите внимание, расположены они чуть наискосок. Такое расположение позволяет встроить в корпус более длинные струны, чем если бы они были закреплены строго вертикально. Причина в том, что именно длина струны влияет на чистоту и красоту ее звучания, увеличивая площадь звуковых волн и синусоидных колебаний. Главная задача настройщика – привести в баланс соответствие звуковысотности струн между собой, создав между ними чистую гармонию и интонационную точность.

Кстати, а почему струн 220, а клавиш всего 88? Всё это оттого, что на каждую клавишу приходится одновременно по 2-3 одинаковых струны, которые называются хором. При нажатии клавиши в высоком и среднем регистре молоточек опускается сразу на три одинаковых струны, в низком регистре – на две и только самые низкие тона имеют по одной массивной струне на клавишу.

Среди наиболее необходимых инструментов для регулирования строя фортепиано следует выделить:

– камертон «ля» (металлический инструмент в виде вилки, издающий ноту ля 1 октавы при ударе о твердую поверхность);

– специальный ключ-восьмигранник в форме подходящей по размеру восьмиконечной звезды;

– резиновые и деревянные треугольные клинки на узкой ручке-спице.

Настройка инструмента считается непрофессиональной, если мастер начинает настройку от любой клавиши и далее в любом порядке. Существует несколько специальных методик и классических последовательностей, причем, одной из наиболее высоко зарекомендовавших себя считается квантово-квинтовая техника. Это связано с чистотой таких интервалов, как квинты и кварты. Их правильное и ясное звучание рождает множество обертонов и, имея музыкальный слух, мастер сможет качественно выровнять общий строй инструмента.

Порядок действий:

  • Извлекаем камертонную ноту «ля» чистотой 440Гц и находим ее в первой октаве. После этого строим октаву вниз. Грамотная настройка непременно начинается с этого регистра, в котором на каждую клавишу приходится три струны хора.
  • Начнём с ноты ля. Ставим резиновый клинок на две боковые струны хора. Их звучание будет приглушено и можно будет определить степень чистоты средней струны.
  • Вставьте восьмигранный ключ в резьбу вирбеля (фортепианного колка в верхней части инструмента, который регулирует натяжение струны).
  • Идеальное положение ключа должно быть таким, чтобы его ручка торчала вверх, как минутная стрелка часов. Представьте себе, что на часах «без пяти» или, наоборот, «пять минут» – так вот, подобное положение «минутной стрелки» и будет наилучшим положением ручки восьмигранника.
  • Каждая струна натянута с силой в несколько тонн, которую выдерживает чугунная литая конструкция рамы, своеобразного «скелета» пианино. Излишнее, неумелое натяжение может заставить струну порваться. Поэтому изначально поворачивать ключ следует только в направлении против часовой стрелки – не более, чем на 5 мм (которые выглядят как одна минута на наших воображаемых часах). Данное направление будет ослаблять натяжение, а не усиливать, благодаря чему струна защищается от возможной деформации. Затем следует постепенно, маленькими сдвигами повернуть вирбель по часовой стрелке до нужной звуковысотности относительно камертона. И, наконец, снова на пару миллиметров сдвинуть его в обратном направлении, дав струне прочно закрепиться в необходимом натяжении.
  • После средней струны хора прослушивается и регулируется левая, затем правая. Клинок в это время устанавливается так, чтобы прослушиваемая струна находилась между зажатыми беззвучными тонами (даже если они выходят за пределы одного хора).
  • Квартово-квинтовая система подразумевает прослушивание тонов пианино по квартам и квинтам. От первой клавиши (ля) строится квинта (5 тонов) вниз и регулируется натяжение хора ноты ре. После этого от ре строится кварта (4 тона) вверх и регулируется нота соль. Затем снова квинта вниз (до) и кварта вверх (фа) – и так далее по всей клавиатуре. Как только вы выстроили все тона в диапазоне одной октавы – проверьте их чистоту и созвучия по большому мажорному трезвучию или малым терциям.
  • Важный момент заключается в том, что пианино имеет темперированный строй. Это означает, что для удобства музыкантов устройство клавиш установлено симметрично и каждая октава внешне одинаково выглядит. Однако, подобное расположение не соответствует истинному звучанию тонов, поскольку в таком случае октавы бы были различными по ширине. Чтобы совместить правильность звучания нот и интервалов с расположением клавиш, необходимо чуть увеличить кварту (4 тон) и чуть уменьшить квинту (5 тон). Это можно сделать на слух, поворачивая ручку ключа до появления первого отзвука длинной волны – колебания струны, схожего на синусоиду. Кварту следует увеличивать поворотом ключа по часовой стрелки. Уменьшать квинту – против часовой стрелки.
  • Когда строй инструмента откорректирован, желательно сыграть на нём какое-нибудь произведение, чтобы оценить качество и чистоту звучания.

Немаловажным действием настройщика также является внутренняя чистка пианино от излишней пыли, в том числе и под клавишами, поскольку, как правило, владельцам пианино недоступны его внутренние части. Высококлассный мастер осмотрит все части конструкции на предмет возможных повреждений, проверит качество войлока на молоточках и демпферах и при необходимости подкорректирует уровень его смещения от частых ударов по струнам.

В салоне «piano4you» работают исключительно профессионалы в своей области. Это мастера, зарекомендовавшие себя в лучших музыкальных учебных заведениях г. Москвы: таких, например, как ЦМШ и МГК им. П. И. Чайковского. Через заботливые руки наших настройщиков и реставраторов прошли тысячи образцов лучших мировых марок и моделей фортепиано. Они способны на настоящее волшебство, возрождая даже редкие антикварные инструменты. Зная многообразие особенностей каждой марки и производителя, недостатки и достоинства различных моделей  – это их ежедневный труд, тесно переплетённый с искусством. Наши специалисты с радостью помогут Вам в вопросах настройки или реставрации пианино, а также проконсультируют, искренне объяснив особенности, недостатки и достоинства заинтересовавшего вас инструмента.

Салон «piano4you» находится в 15 минутах прогулки от м. Бауманская по адресу:

г. Москва, Переведеновский пер., д. 17, к. 1

Пожалуйста, перед посещением салона позвоните нам по телефону – 8(925)392-00-92

Берегите свой инструмент, цените труд настройщиков и работу мастеров, которые создавали его с любовью и теплотой во имя музыки, и тогда любимое фортепиано будет радовать Вас долгие годы!