Полезное

Композиторы шутят

Композиторы шутят

Большинство музыкантов обладает особым юмором, понятным не каждому. Что уж говорить о великих композиторах, которые этот юмор выражали в своей музыке. Сегодня мы рассмотрим некоторые произведения, в которых композиторы решили изрядно повеселить своих слушателей. Эта подборка наверняка придётся по вкусу тем, кто только начинает своё знакомство с классической музыкой. А сочетание весёлых тем, красочной инструментовки и ярких идей обязательно понравится детям.

«Музыкальная шутка» В. А. Моцарта

Здесь гениальный композитор решил восстать против правил классической гармонии и композиции, собрав в своём сочинении все ритмические и гармонические ошибки, какие только могут возникнуть. Таким образом он решил показать, что и прославленный композитор умеет писать «плохо». Тем не менее, даже это Моцарт сделал с присущей ему гениальностью.

Симфония №60 и симфония № 94 Франца Йозефа Гайдна

Гайдн прекрасно понимал, что на длинных трагических произведениях некоторая часть зала может и уснуть. Это его никак не устраивало, поэтому композитор решил подшутить над слушателями, написав симфонии, которые можно было бы включать в программу следующим номером после «сонных» произведений. Внезапные оглушительные аккорды и необычные эффекты «от Гайдна» способны пробудить любого спящего и буквально заставить его слушать дальше, чтобы полюбить музыку.

Дуэт кошек Джоакино Россини

Многие композиторы наблюдательны и зачастую обращаются к звукам природы, чтобы найти в них интересные решения для своих произведений. Джоакино Россини решил обратиться не к таким высоким материям как пение птиц или шёпот звёзд, а к голосам двух обычных уличных кошек, ведущих спор и находящихся на грани ссоры.

Вокальный дуэт для сопрано и меццо-сопрано получился очень харизматичным и театральным. Его нередко включают в детские концертные программы, поскольку восторг маленьких слушателей всегда обеспечен.

Людвиг ван Бетховен Рондо-каприччио “Ярость из-за утерянного гроша”

Это произведение также понравится маленьким слушателям. Музыка изображает нам спешащего по улице толстенького господина, комично перебирающего своими маленькими ножками. Доносится цокот копыт лошадей, стучащих подковами по мостовой. Всё начинается светло: день обещает быть радостным, настроение у главного героя отличное. Но внезапно нарастающая тревога вместе с появляющимся минором открывают нам внезапный факт — господин потерял грош! Он начинает обыскивать все карманы, но так и не находит монетку —тревога растёт. Господин возвращается на дорогу, по которой сегодня уже ходил, в надежде найти потерю.

Кстати, «каприччио» означает свободную форму сочинения, а рондо переводится как «круг». Эта форма обуславливает круговую зацикленность композиции, где после каждой части происходит возвращение к первой теме: А-B-A-C-A-D-A-E и т. д. — столько, сколько захочется композитору. То есть Бетховен водит нашего героя по кругу, пока тот ищет свою монетку.

В сочинении очень ярко показаны тембры духовых инструментов — флейты, гобоя, кларнета и медных духовых, передающих переменчивые мысли и сомнения героя. Сначала он впадает в уныние, затем пускается на поиски монетки и, наконец, топает в ярости ногами от ощущения собственного бессилия в безрезультатных поисках. Бетховен посмеивается над своим персонажем и оставляет ему оптимистичный финал.

Рондо Фарлафа из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Фарлаф сам по себе герой очень комичный. Это трусливый и не очень честный воин, который, однако же, хочет бросить вызов Руслану и спасти Людмилу, чтобы получить её в жёны. Но сделать это он пытается окольными путями, потому что опасный путь ему надоел, он дрожит и ото всех прячется, а тут ещё откуда ни возьмись появляется «страшная старушка» — волшебница Наина. Она приближается, приближается, но, вместо того, чтобы угрожать, она обещает Фарлафу свою помощь. Тот, ликуя, что все тяготы и опасности позади, поёт своё рондо «Близок уж час торжества моего», в котором предвкушает быструю и лёгкую победу. Фарлаф так обрадован, что не поёт, а буквально тараторит, захлёбываясь и сбивая самого себя чем дальше, тем больше.

Гаврилин Большая прогулка

Полька с тромбоном

В. Оякяэр «Весёлая полька для тромбона с оркестром»

Если Вы считаете, что классика — это скучно, то послушайте это произведение эстонского композитора Вальтера Оякяэра. Тромбон не так часто выступает в качестве солирующего инструмента, поскольку имеет специфический, довольно резкий и комичный тембр. Но здесь он как будто ведет собственный монолог-рассказ, в котором есть место и забавному речитативу-ворчанию, похожему на брюзжание, и шуткам, и вздохам, и веселым приседаниям. Он похож на Винни-Пуха с его песенкой «Если я чешу в затылке — не беда».

Кстати, это произведение отлично подходит для того, чтобы сочинить под него собственный юмористический текст, который заставил бы вас улыбнуться даже в грустный день. Особенно здорово это получается вместе с детьми — они очень любят сочинять подобные подтекстовки. И вместе с этим развлечением в них просыпается интерес к классической музыке.

Расскажите ребёнку о том, что тромбон был любимым оркестровым инструментом П. И. Чайковского. Возможно, после прослушивания вашему сыну или дочери захочется послушать и Чайковского!

В. Гаврилин «Большая прогулка» и хор «Страшенная баба»

Если «Большая прогулка» — это хулиганство образное, то «Страшенная баба» — это хулиганское безобразие!) На «Большой прогулке» мы можем и по лужам потопать, и по ботинкам прохожих (разумеется, случайно), и слона увидеть, и Моську, а вот комичный хор «Страшенная баба» показывает нам все краски быта Бабы-Яги:

Страшенная баба на лавке сидела
Страшенная баба в окошко глядела
Страшенная баба сидела без дела
Страшенная бабища нас углядела
Страшенная бабища с лавки вскочила
Страшенной рукой страшный нож наточила
Страшенная баба страшенно вскричала
Страшенно взмахнула страшенным мочалом
(в это же время остальные поют “мяу-мяу…”).

Карлхайнц Штокхаузен «Струнно-вертолётный квартет»

Здесь композитор напрочь развевает стереотипы о сидячем образе жизни музыкантов и о формате концертов классической музыки вообще. В сопровождении видеооператоров исполнители подходят к четырём вертолётам и поднимаются в воздух со своими инструментами, кружась вокруг концертного зала. Шум лопастей и двигателей, создающие странный фон и своеобразную «воздушную подушку» для музыки, становятся некой «педалью», на которую наслаиваются звуки. Кроме этого, начинает работать эффект стереозвучания, обрушивающийся на слушателей с разных сторон. Несмотря на странную задумку, идея этого произведения заключается в олицетворении эпохи XX века с её «музыкой заводов» — «индастриалом» и футуризмом. Эта идея также раскрывает мысль, что абсолютно любой звук может стать музыкой. Каждый предмет может стать песней. Соответственно, и каждый человек может найти в своей душе ту часть, которая может приобщить его к прекрасному.

Помимо этой идеи, произведение акцентируется на концепции единства даже на расстоянии. Музыкантам новой эпохи больше не нужно находиться в едином помещении, чтобы быть составляющими одной и той же композиции. Так и музыка способна объединить сердца даже на расстоянии.

«Симфоническая поэма» Дьёрдя Лигети

Этой же концепции придерживался венгеро-австрийский музыковед и композитор Дьёрдь Лигети. Каждый предмет может стать музыкой. В том числе и метроном. Хорошо известный музыкантам отстукивающий доли механизм выступает в данном случае как солист. И даже как оркестр: в сочинении используется целая сотня метрономов, каждому из которых задаётся индивидуальный ритм и темп. Создаётся невообразимое полифоническое буйство, но каждый механизм со временем останавливается, пока не остаются звучать четыре, три, два и, наконец, один-единственный метроном. Задумка глубоко философична. Она показывает, что даже последний голос рано или поздно затихает, однако, этот голос остаётся решающим. Также можно перевести идею и в другое русло: слишком много говорящих создают лишь шум. И только не перебивая и слушая можно услышать главную истину.

Как мы видим, композиторы абсолютно всех эпох не переставали удивлять своих слушателей необычными идеями в попытке доказать, что классическая музыка никогда не будет скучной или неактуальной. Пусть же и для Вас, дорогие друзья, музыка открывает свои тайны и продолжает расширять Ваш кругозор и восприятие мира.
Интересное