Иногда проходит немалое количество времени, прежде чем родители понимают, что педагог не подходит их ребёнку. К сожалению, чем сильнее затягивается этот процесс, тем сложнее потом решиться на поиски нового преподавателя. Особенно это касается государственных образовательных учреждений, где смена педагога ведёт за собой вероятные обиды и даже последствия в виде занижения оценок на экзаменах.
В случае, если вы сами музыкант, будет проще. Здесь можно просто ориентироваться на собственные ощущения, «комфортность» состояния на уроке, прогресс в обучении, внутренние чувства. Но как быть, если Вы являетесь родителем маленького музыканта, а сами совершенно не знаете, на что ориентироваться и как проконтролировать, хороший ли у ребёнка преподаватель или Вы выбрасываете деньги на ветер и тратите время, теряя имеющийся драгоценный потенциал?
Порой именно наивностью и неосведомлённостью родителей, готовых отдать последнее ради хорошего образования своего ребёнка, и пользуются недобросовестные специалисты. В этой статье мы поможем Вам определить их, чтобы, не теряя времени, быстрее найти своего идеального преподавателя, который действительно принесёт пользу.
1. Педагог сам играет «не очень»
Обратите внимание на профессиональные достижения педагога как исполнителя. Узнайте, является ли ваш преподаватель лауреатом престижных музыкальных конкурсов, есть ли у него успешные ученики, занимался ли он сольной концертной или концертмейстерской деятельностью или всю жизнь учил других тому, в чём не добился успеха сам?
2. Контакт с ребёнком и отношение ребёнка к педагогу
Если ваш сын или дочь увлечённо грезили музыкой, но уже после второго занятия ни в какую не хотят идти на урок — это повод задуматься о том, не стоит ли сменить преподавателя, пока интерес к инструменту не перерос в отвращение. Да, в музыке нет места лени, там нужно трудиться. Но талантливый преподаватель, в первую очередь, должен уметь заинтересовать ученика музыкой, привить ему желание научиться играть, развить любовь к инструменту. Если учитель с восторгом говорит о музыке, а на уроках его глаза горят — это не может не передаться и детям.
Возможно, ваш преподаватель — очень талантливый музыкант и исполнитель, но не очень тактичный педагог. Если у ребёнка нет с ним контакта и взаимопонимания —найдите того, кто сможет стать настоящим другом, покровителем и наставником на долгие годы.
3. Преподаватель создаёт угнетающую атмосферу занятий
Авторитарный тип учителей, которые любят поддерживать своё достоинство за счёт унижения учеников. Такие люди держат детей в страхе перед возможной ошибкой (ошибок нельзя бояться, это и есть процесс обучения и способ работы над ними). На физиологическом уровне руки маленьких музыкантов зажимаются (а это на всю жизнь), корпус сковывается, нервная система перенапряжена. Рано или поздно это откликнется проблемами неврологического и психологического характера. В такой обстановке нет места творчеству и полёту воображения. Каждые 45 минут дети только и боятся, чтобы им не сделали выговор за неправильный палец или недостаточное piano.
4. Преподаватель должен видеть в ребёнке личность
Маленький музыкант — это не робот и не бездушная машина для игры. Поэтому замечательно, если педагог видит в вашем сыне или дочери индивидуальность, творческий внутренний мир и музыкальные предпочтения. Это означает, что такой преподаватель не будет постоянно навязывать только свои вкусы и с удовольствием прислушается к мнению ребёнка. С таким учителем можно вести настоящие научные беседы о музыке, высказывать собственную творческую концепцию и интерпретацию.
Ваш сын или дочь хотят выучить определённую пьесу? Мудрый педагог всегда пойдёт навстречу и найдёт на это время, даже если жанр или уровень не будет соответствовать классу или сложности концертной программы. Пусть хоть изредка будут уроки свободы, когда ребёнок сможет «для души» поиграть с учителем в 4 руки «Вальс цветов» из «Щелкунчика» или даже споёт под собственный аккомпанемент «Summer time».
5. Неправильно ставит руки
Это может понять только профессионал. Прислушайтесь к мнению специалистов о том, как у вашего ребёнка и других учеников из класса вашего преподавателя поставлены руки. Помимо этого, присмотритесь к тому, как маленький музыкант играет. Если руки зажаты, перенапряжены и быстро устают — это также может говорить о неправильной постановке (или пункте №4).
6. Не сравнивать!
Уходите сразу, если преподаватель постоянно сравнивает вашего ребёнка с другими и недооценивает его. Малыш хочет участвовать в конкурсах, но есть пресловутый Петя Иванов или Света Колокольчикова, до уровня которых никогда не допрыгнуть.
«Ты же понимаешь, что у Васи есть техника, а у тебя…», «Это сможет сыграть только Катя, а тебе надо взять что-нибудь полегче», «Да, вот у Феди Фёдорова всегда получается это место, а у тебя…».
Будучи постоянно на вторых ролях, ваш ребёнок перестанет верить в свои силы и способности, ему перехочется заниматься вообще, ведь все попытки пресекаются на корню, упираясь в таланты других детей, которые далеко не всегда объективны.
7. Не занижать потенциал
«Нет, это слишком сложно для тебя», «Это ты никогда не сыграешь» — фразы, которые уничтожают любое стремление учиться и непоправимо ломают веру в себя, убивая самооценку. Ребёнок мечтает играть сонаты Бетховена, но ему из года в год дают только Гайдна, объясняя это тем, что ученику не хватает техники и характера. И то, и другое вырабатывается в процессе труда и вдохновения, когда человек изучает обожаемую им музыку, а не только то, что нужно для технического зачёта. Ваш ребёнок всё может! И его педагог обязательно должен верить в него! Тогда всё непременно получится.
Идеальный тип учителя — это преподаватель весёлый и эрудированный.
Он всегда умеет пошутить и даже когда ругает — это вызывает улыбку и желание трудиться дальше. Такой педагог обладает не только энциклопедической информацией, но и с удовольствием делится на уроках интересными и забавными фактами о композиторах, которые мотивируют и вдохновляют.
Он с удовольствием посоветует полезную и увлекательную книгу, расскажет о значимых в мире музыки мероприятиях и ярких концертах, создаст кружок любителей барочной музыки или джазовой импровизации. В выходные такой преподаватель становится инициатором похода класса в Большой Зал Консерватории, на органный концерт в Дом Музыки или на новую постановку оперы. Словом, он заинтересован в том, чтобы дети максимально погрузились в насыщенную музыкальную жизнь и смогли стать частью среды единомышленников и творческих людей.
Подбирайте преподавателя своему ребёнку и себе со всей ответственностью, здесь не должно быть воли случая: к востребованным педагогам попасть довольно сложно. Поэтому не пренебрегайте сарафанным радио и информацией на сайтах учебных заведений — у какого педагога больше лауреатов среди учеников или как играют дети его класса на концертах.
Преподаватель — это дверь в мир музыки. Эта дверь может привести вас к яркой и интересной жизни, а может быть закрыта изнутри. И найти именно свою, правильную дверь, подходящую конкретному ребёнку, — главная задача родителей.
В случае, если вы сами музыкант, будет проще. Здесь можно просто ориентироваться на собственные ощущения, «комфортность» состояния на уроке, прогресс в обучении, внутренние чувства. Но как быть, если Вы являетесь родителем маленького музыканта, а сами совершенно не знаете, на что ориентироваться и как проконтролировать, хороший ли у ребёнка преподаватель или Вы выбрасываете деньги на ветер и тратите время, теряя имеющийся драгоценный потенциал?
Порой именно наивностью и неосведомлённостью родителей, готовых отдать последнее ради хорошего образования своего ребёнка, и пользуются недобросовестные специалисты. В этой статье мы поможем Вам определить их, чтобы, не теряя времени, быстрее найти своего идеального преподавателя, который действительно принесёт пользу.
1. Педагог сам играет «не очень»
Обратите внимание на профессиональные достижения педагога как исполнителя. Узнайте, является ли ваш преподаватель лауреатом престижных музыкальных конкурсов, есть ли у него успешные ученики, занимался ли он сольной концертной или концертмейстерской деятельностью или всю жизнь учил других тому, в чём не добился успеха сам?
2. Контакт с ребёнком и отношение ребёнка к педагогу
Если ваш сын или дочь увлечённо грезили музыкой, но уже после второго занятия ни в какую не хотят идти на урок — это повод задуматься о том, не стоит ли сменить преподавателя, пока интерес к инструменту не перерос в отвращение. Да, в музыке нет места лени, там нужно трудиться. Но талантливый преподаватель, в первую очередь, должен уметь заинтересовать ученика музыкой, привить ему желание научиться играть, развить любовь к инструменту. Если учитель с восторгом говорит о музыке, а на уроках его глаза горят — это не может не передаться и детям.
Возможно, ваш преподаватель — очень талантливый музыкант и исполнитель, но не очень тактичный педагог. Если у ребёнка нет с ним контакта и взаимопонимания —найдите того, кто сможет стать настоящим другом, покровителем и наставником на долгие годы.
3. Преподаватель создаёт угнетающую атмосферу занятий
Авторитарный тип учителей, которые любят поддерживать своё достоинство за счёт унижения учеников. Такие люди держат детей в страхе перед возможной ошибкой (ошибок нельзя бояться, это и есть процесс обучения и способ работы над ними). На физиологическом уровне руки маленьких музыкантов зажимаются (а это на всю жизнь), корпус сковывается, нервная система перенапряжена. Рано или поздно это откликнется проблемами неврологического и психологического характера. В такой обстановке нет места творчеству и полёту воображения. Каждые 45 минут дети только и боятся, чтобы им не сделали выговор за неправильный палец или недостаточное piano.
4. Преподаватель должен видеть в ребёнке личность
Маленький музыкант — это не робот и не бездушная машина для игры. Поэтому замечательно, если педагог видит в вашем сыне или дочери индивидуальность, творческий внутренний мир и музыкальные предпочтения. Это означает, что такой преподаватель не будет постоянно навязывать только свои вкусы и с удовольствием прислушается к мнению ребёнка. С таким учителем можно вести настоящие научные беседы о музыке, высказывать собственную творческую концепцию и интерпретацию.
Ваш сын или дочь хотят выучить определённую пьесу? Мудрый педагог всегда пойдёт навстречу и найдёт на это время, даже если жанр или уровень не будет соответствовать классу или сложности концертной программы. Пусть хоть изредка будут уроки свободы, когда ребёнок сможет «для души» поиграть с учителем в 4 руки «Вальс цветов» из «Щелкунчика» или даже споёт под собственный аккомпанемент «Summer time».
5. Неправильно ставит руки
Это может понять только профессионал. Прислушайтесь к мнению специалистов о том, как у вашего ребёнка и других учеников из класса вашего преподавателя поставлены руки. Помимо этого, присмотритесь к тому, как маленький музыкант играет. Если руки зажаты, перенапряжены и быстро устают — это также может говорить о неправильной постановке (или пункте №4).
6. Не сравнивать!
Уходите сразу, если преподаватель постоянно сравнивает вашего ребёнка с другими и недооценивает его. Малыш хочет участвовать в конкурсах, но есть пресловутый Петя Иванов или Света Колокольчикова, до уровня которых никогда не допрыгнуть.
«Ты же понимаешь, что у Васи есть техника, а у тебя…», «Это сможет сыграть только Катя, а тебе надо взять что-нибудь полегче», «Да, вот у Феди Фёдорова всегда получается это место, а у тебя…».
Будучи постоянно на вторых ролях, ваш ребёнок перестанет верить в свои силы и способности, ему перехочется заниматься вообще, ведь все попытки пресекаются на корню, упираясь в таланты других детей, которые далеко не всегда объективны.
7. Не занижать потенциал
«Нет, это слишком сложно для тебя», «Это ты никогда не сыграешь» — фразы, которые уничтожают любое стремление учиться и непоправимо ломают веру в себя, убивая самооценку. Ребёнок мечтает играть сонаты Бетховена, но ему из года в год дают только Гайдна, объясняя это тем, что ученику не хватает техники и характера. И то, и другое вырабатывается в процессе труда и вдохновения, когда человек изучает обожаемую им музыку, а не только то, что нужно для технического зачёта. Ваш ребёнок всё может! И его педагог обязательно должен верить в него! Тогда всё непременно получится.
Идеальный тип учителя — это преподаватель весёлый и эрудированный.
Он всегда умеет пошутить и даже когда ругает — это вызывает улыбку и желание трудиться дальше. Такой педагог обладает не только энциклопедической информацией, но и с удовольствием делится на уроках интересными и забавными фактами о композиторах, которые мотивируют и вдохновляют.
Он с удовольствием посоветует полезную и увлекательную книгу, расскажет о значимых в мире музыки мероприятиях и ярких концертах, создаст кружок любителей барочной музыки или джазовой импровизации. В выходные такой преподаватель становится инициатором похода класса в Большой Зал Консерватории, на органный концерт в Дом Музыки или на новую постановку оперы. Словом, он заинтересован в том, чтобы дети максимально погрузились в насыщенную музыкальную жизнь и смогли стать частью среды единомышленников и творческих людей.
Подбирайте преподавателя своему ребёнку и себе со всей ответственностью, здесь не должно быть воли случая: к востребованным педагогам попасть довольно сложно. Поэтому не пренебрегайте сарафанным радио и информацией на сайтах учебных заведений — у какого педагога больше лауреатов среди учеников или как играют дети его класса на концертах.
Преподаватель — это дверь в мир музыки. Эта дверь может привести вас к яркой и интересной жизни, а может быть закрыта изнутри. И найти именно свою, правильную дверь, подходящую конкретному ребёнку, — главная задача родителей.