Полезное

Кто такой концертмейстер?

Кто такой концертмейстер?

Призвание быть концертмейстером – это, прежде всего, иметь право называться Человеком с большой буквы. Это готовность помогать товарищу, быть отзывчивым, уметь не только «говорить о себе», но и «слушать другого». Это такие редкие личностные качества как деликатность и скромность, умение промолчать или, наоборот, дать искренний и тактичный добрый совет. Это способность сопереживать, чувствовать настроение и состояние своих солистов, поддерживать их, защищать, порой даже в ущерб собственным интересам и собственной славе. Много ли таких людей? Немного. И потому они ценятся на вес золота и всегда востребованы.

Концертмейстер — это не просто пианист. Помимо исполнения аккомпанемента в концертных выступлениях, он поддерживает солиста или ансамбль в процессе учёбы. Иногда в его обязанности входит даже совместный разбор нотного материала и отчасти психологическая поддержка.

Развитие этой профессии уходит корнями к появлению клавирного аккомпанемента в 17 веке и продолжается бок о бок с историей клавишных инструментов – клавикорда, клавесина, а затем, во второй половине 18 века, – фортепиано.

В Эпоху Просвещения, оказавшую влияние на развитие культуры, повышение качества образования и галантности воспитания, среди аристократов и сословий среднего класса стало популярным проведение домашних вечеров и музыкальных салонов как любительского, так и профессионального характера. Дети в порядочных семьях непременно брали уроки музыки, в частности, вокала и фортепиано. Хорошим тоном считалось, когда девушки «на выданье» исполняли перед гостями арии и романсы, аккомпанируя друг другу на клавесине или фортепиано. Профессиональные солисты-певцы также искали себе постоянных клавесинистов-аккомпаниаторов, способных уверенно и технично исполнять партию сопровождения, при этом не лишая вокалистов лучей славы. Подобный опыт оказался весьма успешным: услуги клавесиниста-аккомпаниатора стали востребованы и среди инструментальных исполнителей, играющих на флейте, гобое, лютне, скрипке и виоле да гамба.

Именно с этого времени началось активное развитие концертмейстерского искусства как самостоятельной профессии в области фортепианного мастерства.

С точки зрения преподавания и педагогики, концертмейстер, как правило, работает в нескольких классах, на нескольких отделениях. Таким образом, ему необходимо иметь обширные знания в совершенно разных сферах музыки. Инструменталисты, как правило, не обладают таким количеством навыков и теории. В то же время, концертмейстер должен разбираться одновременно, например, и в специфике духовых инструментов, и в специфике искусства академического вокала. В тонкостях дирижирования и в особенностях игры на струнных народных инструментах. Это совершенно разные области, недоступные пониманию музыканта, который всю жизнь находился лишь в рамках своего родного отделения. Тогда как для концертмейстера смена инструментов, специфики игры, музыкальных жанров и стилей является ежедневным образом жизни и стандартной практикой.

Концертмейстерское искусство начинается со знакомства с репертуаром и конкретным произведением. Поскольку солистов у каждого концертмейстера – огромное количество, а у каждого солиста существует внушительный список музыкальных сочинений в программе, то разучивание нотного текста и разбор новых произведений являются практически непрерывным ежедневным процессом.

Специальность концертмейстера заключает в себе, в первую очередь, необходимость обладания огромным количеством человеческих качеств. Пожалуй, наиболее ценной из этих особенностей можно назвать способность личности к альтруизму и самопожертвованию, отказ от гордыни и собственной возможности самоутвердиться ради общих целей и интересов великого искусства — музыки. Это умение отказаться от лучей славы и уйти на второй план ради того, чтобы подарить возможность другому человеку остаться в центре внимания и проявить свой талант в самом ярком свете. Стоит признаться, что на это и в обычной жизни способны очень немногие, а что говорить о музыкантах, которые отдали практически всю жизнь на своё образование, на борьбу за постижение мастерства и завоевания вершин искусства.

Искусство концертмейстера в полной мере выражается именно в его сценической деятельности, где музыкант может проявить себя как талантливый пианист. Многогранность форм концертмейстерского ремесла предполагает также психологическую поддержку и педагогическую деятельность во время обучения солиста и разбора произведений вместе с ним. Концертмейстер должен обладать даром острого восприятия ситуации и участливым вниманием к проблемам своего «напарника»: солист-исполнитель может забыть какой-нибудь фрагмент или даже внезапно пропустить огромный кусок произведения прямо на сцене. В таком случае, фортепианное сопровождение обязательно подхватывает инструменталиста или вокалиста буквально «на лету» с любого такта, откуда бы тот ни продолжил играть. Также концертмейстер способен в подобной ситуации соединить различные части музыкального произведения, если солист по причине забывчивости, стресса или исполнительских сложностей вовсе исключил внушительный фрагмент из сочинения.

Выступления детей нередко имеют технические несовершенства и явные ошибки, растерянность и неуверенность в игре, страх сцены и остановки во время музицирования, «забывчивость» нотного текста и общую нестабильность. Иногда имеет место и просто недостаточная выучка произведения, плохое качество игры, лень и отсутствие необходимого количества самостоятельных занятий у юного ученика. Маловероятно, что такой артист сможет увлечь слушателей и подарить им наслаждение музыкой. Большинство зрителей в зале смотрят на подобных исполнителей с участием, но впечатления, полученные от услышанного, в этом случае будут зависеть именно от концертмейстера. Своим мастерством и артистизмом, яркой манерой игры и интересной концепцией исполнения он, как более старший и опытный музыкант, сможет отвлечь внимание аудитории на себя и собственную партию. В таких случаях зрители бывают настолько очарованы концертмейстером, что неубедительное исполнение солиста просто не замечается в гармонично созданном музыкальном образе.

Именно концертмейстер является связующим звеном между солистом и зрителем. Ему уготована контролирующая функция невидимого дирижёра, управляющего процессом исполнения, а также оказывающего влияние на восприятие произведения слушателями в зале. Концертмейстер способен регулировать эмоциональный фон аудитории, именно он может повлиять на реакцию зала. Возможные технические провалы исполнителя могут быть тщательно замаскированы мастерством фортепианной игры, а внезапные, нечаянные и нелепые ситуации, возникшие вдруг в исполнении перенервничавшего солиста, концертмейстер способен перевести в шутку и будто бы изначально задуманный артистический этюд.
Интересное