Полезное

Качества блестящего концертмейстера

Качества блестящего концертмейстера

Каждый педагог и каждый солист в начале своей деятельности прежде всего обеспокоен поиском хорошего концертмейстера, ведь это не просто «звуковой фон» или «механический аккомпанемент». Это всегда настоящий друг, на которого можно опереться в трудную минуту. Более того, концертмейстер должен быть также образованным педагогом, имеющим широкий кругозор и способность выразить мудрое мнение, дать рекомендацию и толково объяснить теорию и практику, в индивидуальном порядке заменяя и дополняя ученикам преподавателей.

Среди пианистов можно обнаружить огромное количество амбициозных, уверенных в себе людей, стремящихся к собственной славе. Большинство из них не откажется от сольной карьеры концертирующего пианиста. Могут ли они называться хорошими, востребованными концертмейстерами, концертмейстерами по призванию? Конечно, нет. Как правило, такие пианисты редко могут всецело посвятить себя помощи исполнителю, поддержке напарника из ансамбля и созданию цельного музыкального образа совместными усилиями с солистом. Но если вы чувствуете, что хотите помогать другим, а не только блистать в центре внимания, то быть концертмейстером — Ваше призвание!

Главными требованиями для концертмейстеров являются не только блестящая фортепианная техника, но и натренированная музыкальная память, а также ответственность.

Способность быстро запоминать, разучивать и воспроизводить на инструменте мелодии, аккордовые последовательности и нотный текст, важна, в первую очередь, в целях ускорения работы и улучшения профессионализма пианиста. Чтобы разбирать с солистами и исполнять на концертах внушительное количество произведений, концертмейстеру желательно знать нотный текст наизусть. Это необходимо для более качественной и техничной игры, для быстрого ориентирования в частях и фрагментах сочинения, оперативной реакции в случае непредвиденных обстоятельств, а также возможных погрешностей исполнителя. А поскольку произведений и солистов у практикующего концертмейстера, как правило, насчитывается немало, то постоянно приходится заучивать наизусть огромное количество нотного материала, в чём существенную помощь сможет оказать именно хорошо развитая музыкальная память.

Фортепианное искусство отличается огромным количеством технически сложных приёмов, например, пассажей и последовательностей аккордов в быстром темпе. Качественно исполнять подобные фрагменты произведений, глядя в ноты и не зная их наизусть, – практически невозможно. Впрочем, многодневное прорабатывание и «оттачивание» проблематичных тактов в результате приводит к фактически пассивному запоминанию, что, несомненно, плюс. Однако, в подобном процессе сам пианист и его музыкальная память являются далеко не безучастными.

Также заучивание произведения наизусть необходимо для реализации «немой системы взглядов» между концертмейстером и солистом во время сценического исполнения программы. Что это за система? Это психологический приём, позволяющий общаться и понимать друг друга на уровне одних только глаз, без использования жестов рук, речи и голоса.

В концертной практике сложно представить себе музыкантов, которые станут отдавать друг другу последние указания и рекомендации прямо на сцене перед зрителями. Подобный диссонанс разрушил бы особую атмосферу, царящую в зале. Большинство слушателей не являются профессионалами в области музыки и воспринимают процесс исполнения как некое волшебство, поэтому «рабочие моменты» могут нарушить эмоциональный фон аудитории.

Когда возникает необходимость что-либо сказать друг другу – руки, как правило, заняты как у концертмейстера, так и у исполнителя-солиста. Речь тем более недопустима в процессе звучания музыкального произведения. Что же остаётся? Взгляд. Понимающий, чувствующий, предугадывающий возможные вопросы, задачи, опасения, страхи. Поддерживающий и ободряющий, передающий настроение и характер музыки, именно он является главным средством связи концертмейстера и солиста на сцене. Но, чтобы постоянно смотреть и на исполнителя-напарника, и на клавиши, и, время от времени, на собственные пальцы, следует максимально исключить необходимость следить ещё и за нотным текстом. Добавим к этому усложняющие факторы, такие, как, например, несвоевременно перевёрнутые страницы в тактах «повышенного риска». Соответственно, складывается дополнительная причина, по которой так ценны для концертмейстера музыкальная память и заучивание нотного текста наизусть.

Что касается ответственности, то она остаётся основным требованием. В музыкальной среде нередки ситуации, когда отсутствующего солиста заменить бывает гораздо проще и практичнее, нежели отсутствующего концертмейстера. Как может быть безответственным человек, на которого опирается доверие солистов, ансамблей, педагогов, организаторов концертов, а также зрителей, приобретающих билеты? Малейшее опоздание концертмейстера может привести к срыву репетиции, к потере драгоценного времени и к состоянию стресса у артиста. Безответственного и недостаточно пунктуального концертмейстера не станет держать в своём классе ни один преподаватель, не говоря уже о том, что солирующий исполнитель вряд ли обратится за помощью к такому пианисту в следующий раз. Речь идёт о подрыве доверия и нарушении благоприятной эмоциональной атмосферы в организации обучения и в процессе подготовки концертной программы. В худшем случае, подобные ситуации могут привести к срыву концерта.

Многогранность форм концертмейстерского искусства предполагает также психологическую поддержку и педагогическую деятельность во время обучения солиста и разбора произведений вместе с ним. Фактически, концертмейстер должен обладать даром психолога. Кроме того, ему необходимы: выдержка, самообладание, способность предвосхищать различные варианты развития событий, стабильная психика и стрессоустойчивость. Стоит отметить также и скорость реакции, от которой во многом зависит то, насколько актуальна будет помощь концертмейстера при возникших у исполнителя трудностях.

Как правило, у опытного концертмейстера данное сочетание особенностей и качеств характера настолько отточено, что реакция на возможный форс-мажор на сцене происходит почти машинально. Иногда концертмейстер, годами отрабатывающий свою реакцию в подобных ситуациях, даже может и не обратить внимания на то, что он буквально спас и вытянул «утопающего» солиста своими действиями на концертной площадке.

Дополнительными преимуществами концертмейстера являются артистизм и особая сценическая харизма. Несмотря на то, что эти качества вовсе не обязательны для хорошего, востребованного аккомпаниатора, они способствуют формированию заинтересованности зала и повышенного внимания зрителей к происходящему на сцене. Глядя на обаятельного пианиста, который, вместо того, чтобы оставаться пассивным персонажем, исполняет яркую роль в музыкальной феерии, аудитория в зале начинает более увлечённо воспринимать музыку, вникать в музыкальный образ и понимать смысл, который хотели донести как композитор, так и исполнители.
Интересное