«4’33» известного американского композитора-авангардиста Джона Кейджа
Странность кроется уже в самом названии и не может не вызывать недоумения. На самом деле «4’33» обозначает продолжительность пьесы —4 минуты, 33 секунды. Но хитрость заключается в другом. Во время исполнения пианист гордо выходит на сцену, важно садится за рояль, засекает на часах 4’33 и… Просто ждёт! Молча выждав 4 минуты, 33 секунды и так ничего не сыграв, исполнитель кланяется залу и уходит.
Произведение стало невероятно популярным. Однако, несмотря на анекдотичное внешнее воплощение, пьеса имеет глубокий подтекст. Эпоха XX века породила повсеместное увлечение философией и новаторскими идеями, что не могло не повлиять и на композиторское искусство. В этом произведении Джон Кейдж пытался донести до нас, как важно слушать музыку молчания. Абсолютной тишины не существует — ухо всегда будет улавливать звуки пространства, шорохи и отголоски эха, ветер, гудки машин за окнами и электрическое напряжение в проводах. «4’33» — это возможность поразмышлять о вечном, о той музыке, которая окружает нас повсюду и на которую мы совсем перестали обращать внимания.
Organ²/ASLSP — как можно медленнее…
Ещё одно уникальное сочинение Джона Кейджа, которое не может не удивлять. В названии скрыт инструмент, для которого написано произведение, и авторская рекомендация темпа исполнения в аббревиатуре ASLSP — as slow as possible (так медленно, насколько это только возможно). Произведение было написано для Международного фортепианного конкурса Университета Мэрилэнда, к участию в котором принимались пьесы, написанные в рамках традиций современного искусства.
Поскольку на органе звук каждой ноты может тянуться бесконечно долго, исполнение сочинения может занимать часы и даже годы. Рекордная продолжительность этой пьесы в исполнении только одного органиста на данный момент составила чуть более 14ти часов!
В 2001 году, когда Д. Кейдж скончался, в 1000-летнем католическом соборе немецкого города Хальберштадта был установлен специальный орган с электромеханической подачей воздуха и специальными грузиками-мешочками, которые должны заменить человеческие пальцы во время нажатия клавиш. Всё это было сделано только для того, чтобы растянуть исполнение произведения «Organ²/ASLSP» на целых 639 лет! Проект стал легендой и теперь переход от одной ноты к другой собирает немало туристов, поскольку происходит это только один раз в году, в соответствии с рассчитанным расписанием.
«Кошачья фуга» и великий музыкант
В доме Доменико Скарлатти проживала кошка, которая любила прогуливаться по клавиатуре инструмента своего хозяина. Эпоха барокко — время Баха и Генделя — не допускала вольностей при написании музыкальных произведений: нотные последовательности подчинялись строгим законам. Однако, Скарлатти позволил себе внести в серьёзное полифоническое произведение несколько тем, которые однажды удачно «наиграла» его кошка. Чтобы они не слишком выбивались из общепринятых традиций, композитор преобразовал их и адаптировал к контексту общей композиции. Так получилась классическая фуга, написанная великим композитором и его пушистой любимицей.
«Vexations» — ирония Эрика Сати
Если произведения Джона Кейджа не смогли научить Вас терпению — на помощь придёт «Vexations» Эрика Сати, ставшее ответом на принцип бесконечной мелодии Вагнера, исследованием феномена скуки и привычки к непривычному.
Пьеса представляет собой а-тональную, неустойчивую, довольно сложную для восприятия мелодию, которую необходимо исполнить 840 раз в неподвижном состоянии, полной тишине и серьёзности. В премьере были задействованы 12 музыкантов, в том числе и уже небезызвестный нам Джон Кейдж. Исполнение длилось более 18ти часов и до конца его выдержал только один человек среди всех слушателей в зале.
Считается, что мы любим ту музыку, к которой привыкли, которая вызывает у нас ассоциации, воспоминания и «радость узнавания». Эрик Сати в своем «Vexations» попробовал исследовать, может ли сложная, неудобная для слуха, неоднозначная мелодия вызвать привыкание и симпатию, в случае если будет исполнена много раз без дополнительных внешне отвлекающих факторов.
По другой версии, данная композиция буквально визуализирует действие депрессии («vexations» — обиды, раздражение). В подобном состоянии человек склонен зацикливаться на одной и той же, угнетающей его, мысли, прокручивая негативные образы и события в голове множество раз. Таким образом, Эрик Сати выступает в качестве тонкого психолога, предлагая собственный способ борьбы с депрессией: если Вас угнетает какая-то мысль или навязчивая обида — просто выбросьте её из головы или, другими словами, выйдите из концертного зала.
«Каталог птиц» или композитор-орнитолог
Оливье Мессиан придерживался концепции, что именно вслушивание в голоса птиц способно открыть новые секреты и законы в мире музыкальной композиции. Даже находясь в фашистском лагере для военнопленных, он не отказывался от своего замысла и продолжал сочинять музыку, вдохновляясь пением птиц. Будучи глубоко верующим, композитор считал птиц первыми земными музыкантами, в чьи трели замысел вкладывает сам Господь.
«Каталог птиц» состоит из семи тетрадей и представляет фортепианные миниатюры, отражающие голос и манеру пения той или иной птицы. Стоит подчеркнуть, что Мессиан является композитором XX века. Для этой эпохи характерна сложная для восприятия 12-ладовая додекафонная музыка, написанная вне тональности. Для неподготовленного слушателя это означает фактически набор бессвязных звуков со странным ритмом и без какой-либо гармонической устойчивости. Однако, ведь именно таким и является птичий гомон, в котором каждый певчий исполняет собственную тему, не опираясь на традиционные законы гармонии.
Это лишь часть странных фортепианных произведений, которые завоевали у слушателей всемирную любовь и популярность. Мы будем рады и дальше удивлять Вас, знакомя с необыкновенным миром классической музыки, чтобы каждый мог понять её и искренне полюбить всей душой!