Н и В или система буквенных обозначений нот
Ещё в древности, до использования нотной грамоты, люди применяли различные значки и буквы, чтобы подписывать ими звуковысотность. В западных странах изначально использовали греческий алфавит, чуть позже заменив его латинским. Так появилась всем известная классическая латинская система буквенных обозначений:
Ещё в древности, до использования нотной грамоты, люди применяли различные значки и буквы, чтобы подписывать ими звуковысотность. В западных странах изначально использовали греческий алфавит, чуть позже заменив его латинским. Так появилась всем известная классическая латинская система буквенных обозначений:
C – до
D – ре
E – ми
F – фа
G – соль
A – ля
H – си
B – си бемоль.
D – ре
E – ми
F – фа
G – соль
A – ля
H – си
B – си бемоль.
Почему такая странная нумерация и почему постоянно происходит путаница с нотой си? Это мы сегодня и узнаем.
Латинская буквенная нотация появилась приблизительно в 500м году нашей эры. Считается, что впервые применил её некий Боэций – музыкант, философ и теоретик. Дело в том, что в те времена использовался, в основном, только один звукоряд – в нём писалась практически вся музыка. Это были, в основном, священные песнопения, а также народные танцевальные и бытовые (колыбельные, пастушьи) мотивы. Начинался этот звукоряд от ноты ля (кстати, обычный камертон тоже даёт именно ноту «ля») и назывался фригийским: вторая ступень («си») всегда использовалась пониженной, т. е. звук «си» применялся только в виде си-бемоля (таковы были музыкальные вкусы и традиции). Таким образом, получалось:
А – I ступень, ля
В – II пониженная ступень, си бемоль
С – III ступень, до
D – IV ступень, ре
E – V ступень, ми
F – VI ступень, фа
G – VII ступень, соль.
Со временем, к средним векам, фригийский лад «опопсел» и сменился натуральным минором, со знакомой всем, обычной второй ступенью. Понадобилось как-то её обозначить. Теоретики вспомнили, что есть, помимо всего прочего, ещё и натуральная нота «си», но, поскольку первые буквы были уже заняты, они решили не запутывать других и обозначили ее «H». К этому времени фригийский лад использовался довольно редко, и буква В стала практически не нужна. Таким образом, сформировалась традиционная современная буквенная латинская система, при помощи которой обозначают тональности профессиональные музыканты во всех странах по сей день.
С (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), H (си), B (си-бемоль).
Именно так учат профессиональных музыкантов в академических музыкальных учебных заведениях и именно такой системой пользуются композиторы по всему миру, в том числе в эпицентрах музыки – Германии, Австрии, Италии, Аргентине, России и Франции. Буквой «В» по-прежнему в классической профессиональной музыке обозначается нота си-бемоль. Но… Не всегда.
Думаю, некоторые из вас сейчас справедливо возмущены: «Как это H? А как же В?». Путаница началась в XX веке с развитием джазовой и эстрадной музыки в Америке и Англии. Это связано с тем, что в джазовых оркестрах основную роль играют духовые инструменты, многие из которых настраиваются по ноте си бемоль. И поныне все джазовые и духовые оркестры настраиваются именно от звука си-бемоль. Также стоит учесть, что наиболее удобными тональностями для духовиков являются бемольные простые тональности, самыми «ходовыми» из которых являются ре минор и фа мажор, соль минор и си-бемоль мажор. В этих тональностях отсутствует нота «си» – есть только «си-бемоль».
Латинская буквенная нотация появилась приблизительно в 500м году нашей эры. Считается, что впервые применил её некий Боэций – музыкант, философ и теоретик. Дело в том, что в те времена использовался, в основном, только один звукоряд – в нём писалась практически вся музыка. Это были, в основном, священные песнопения, а также народные танцевальные и бытовые (колыбельные, пастушьи) мотивы. Начинался этот звукоряд от ноты ля (кстати, обычный камертон тоже даёт именно ноту «ля») и назывался фригийским: вторая ступень («си») всегда использовалась пониженной, т. е. звук «си» применялся только в виде си-бемоля (таковы были музыкальные вкусы и традиции). Таким образом, получалось:
А – I ступень, ля
В – II пониженная ступень, си бемоль
С – III ступень, до
D – IV ступень, ре
E – V ступень, ми
F – VI ступень, фа
G – VII ступень, соль.
Со временем, к средним векам, фригийский лад «опопсел» и сменился натуральным минором, со знакомой всем, обычной второй ступенью. Понадобилось как-то её обозначить. Теоретики вспомнили, что есть, помимо всего прочего, ещё и натуральная нота «си», но, поскольку первые буквы были уже заняты, они решили не запутывать других и обозначили ее «H». К этому времени фригийский лад использовался довольно редко, и буква В стала практически не нужна. Таким образом, сформировалась традиционная современная буквенная латинская система, при помощи которой обозначают тональности профессиональные музыканты во всех странах по сей день.
С (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), H (си), B (си-бемоль).
Именно так учат профессиональных музыкантов в академических музыкальных учебных заведениях и именно такой системой пользуются композиторы по всему миру, в том числе в эпицентрах музыки – Германии, Австрии, Италии, Аргентине, России и Франции. Буквой «В» по-прежнему в классической профессиональной музыке обозначается нота си-бемоль. Но… Не всегда.
Думаю, некоторые из вас сейчас справедливо возмущены: «Как это H? А как же В?». Путаница началась в XX веке с развитием джазовой и эстрадной музыки в Америке и Англии. Это связано с тем, что в джазовых оркестрах основную роль играют духовые инструменты, многие из которых настраиваются по ноте си бемоль. И поныне все джазовые и духовые оркестры настраиваются именно от звука си-бемоль. Также стоит учесть, что наиболее удобными тональностями для духовиков являются бемольные простые тональности, самыми «ходовыми» из которых являются ре минор и фа мажор, соль минор и си-бемоль мажор. В этих тональностях отсутствует нота «си» – есть только «си-бемоль».
Таким образом, получилось, что чистая нота си (H) в американских джаз-бэндах и эстрадных группах была особо и не нужна. Они искали более упрощённую систему и просто стали писать букву «B» на месте ноты «си», что выглядело логичнее и легче запоминалось. Поэтому английская система (иногда её называют американской) распространилась на эстрадно-джазовую музыку и сейчас существует, в основном, в лёгких, любительских жанрах.
Но всё же, несмотря на то, что на сегодняшний день английская система укоренилась больше в области эстрадно-джазовой музыки, в некоторых англоязычных станах – например, США, Великобритании, Австралии, – этот способ распространился на всю музыку вообще, в том числе и классическую. Сейчас можно увидеть афиши концертов, обложки музыкальных записей из этих стран сразу в двух вариантах – где тональность «си» обозначается и как B, и как H.
Но всё же, несмотря на то, что на сегодняшний день английская система укоренилась больше в области эстрадно-джазовой музыки, в некоторых англоязычных станах – например, США, Великобритании, Австралии, – этот способ распространился на всю музыку вообще, в том числе и классическую. Сейчас можно увидеть афиши концертов, обложки музыкальных записей из этих стран сразу в двух вариантах – где тональность «си» обозначается и как B, и как H.
Правда, можно повредничать и сказать, что эти страны не являются самыми «музыкальными», не могут похвастаться обилием великих композиторов и музыкальных шедевров. Зато они выпускают немало эстрадных хитов, саундтреков к фильмам и электронно-цифровых музыкальных инструментов. А ещё – стараются наполнить рынок обилием обучающей продукции для любителей – учебников-самоучителей и сборников аккордов к песням. В подобных изданиях нота «си» подписывается в эстрадной манере буквой В. Однако, профессиональные музыканты в симфонических оркестрах, в театрах и т. д. даже там используют установленную «международную» латинскую систему, которую понимают музыканты всего интернационального академического музыкального мира. Просто нужно разграничить немного эти понятия – некоторые государства славятся своей академической музыкой и композиторами: это страны Европы и, конечно, Россия. А некоторые – эстрадой и джазом – это США и Англия.
Кстати, очень интересный момент: в Германии – стране, которая стала сердцем классической музыки на все времена, жил в 16 веке великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. У него есть множество интересных изобретений в музыке и своеобразных «фишек». Например, он зашифровал свою фамилию нотами. Как? А вот представьте себе фамилию «Бах», которая, кстати, переводится с немецкого как «ручей»: B-A-C-H. А теперь под каждую букву подставьте ноту, соответствующую этой букве! Кстати, в этой символике за H отвечает нота «си», что характерно для Европы. Тему, исполненную на основе этих букв-нот, он использовал во многих своих произведениях.
Кстати, очень интересный момент: в Германии – стране, которая стала сердцем классической музыки на все времена, жил в 16 веке великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. У него есть множество интересных изобретений в музыке и своеобразных «фишек». Например, он зашифровал свою фамилию нотами. Как? А вот представьте себе фамилию «Бах», которая, кстати, переводится с немецкого как «ручей»: B-A-C-H. А теперь под каждую букву подставьте ноту, соответствующую этой букве! Кстати, в этой символике за H отвечает нота «си», что характерно для Европы. Тему, исполненную на основе этих букв-нот, он использовал во многих своих произведениях.
А еще этот мотив называют темой креста. Сыгранные вместе ноты в разных ключах изображают крест. Бах всю свою жизнь служил органистом при храме и был очень верующим человеком – этим можно объяснить данный символ, который являлся важным мотивом в его творчестве. Перед смертью он сказал: «Не плачьте обо мне. Я ухожу туда, где живёт музыка».
Минорные тональности в профессиональной музыке обозначаются маленькими буквами – a, g, d; мажорные – большими – C, E, F. Минор подписывается обозначением moll (molles – мягкий), мажор – dur (durus – твёрдый). В итоге тональность выглядит как «a-moll» или «C-dur», а для краткости просто «a» или «С».
Бемоли добавляют припиской «es», диезы – «is». Соответственно, «до-диез минор» подписывают «cis-moll» или просто «cis», а «ре-бемоль мажор», например, – как «Des-dur» или «Des». Но есть два исключения. Это тональности В и b – как мы уже знаем, это «си-бемоль» мажор и минор. К ним не нужно приписывать бемоли отдельно. А еще «ми-бемоль» и «ля-бемоль». Так как это гласные, то двойные гласные буквы решили убрать и получилось Es вместо Ees и As вместо Aes.
А вот в случае диезов всё сохраняется – Eis и Ais. Это сделано, чтобы, во-первых, не путать с бемольными As и Es, а во-вторых, потому, что такие диезные тональности просто не используются в музыке. Вместо них, за редким исключением, всегда используются бемольные аналогичные тональности B (си-бемоль вместо ля-диез) и F (фа вместо ми-диез).
Вот такая путаница. Стоит сказать, что и латинская, и английская (американская) системы абсолютно верны и нет смысла оспаривать, какая из них «правильнее», просто они используются в разных жанрах и в разных странах. Латинская – это академическая, классическая, профессиональная сфера музыки. Английская – эстрадно-джазовая и любительская музыка. А также профессиональная музыка в США, Великобритании и некоторых англоязычных странах (частично – в Австралии).
Бемоли добавляют припиской «es», диезы – «is». Соответственно, «до-диез минор» подписывают «cis-moll» или просто «cis», а «ре-бемоль мажор», например, – как «Des-dur» или «Des». Но есть два исключения. Это тональности В и b – как мы уже знаем, это «си-бемоль» мажор и минор. К ним не нужно приписывать бемоли отдельно. А еще «ми-бемоль» и «ля-бемоль». Так как это гласные, то двойные гласные буквы решили убрать и получилось Es вместо Ees и As вместо Aes.
А вот в случае диезов всё сохраняется – Eis и Ais. Это сделано, чтобы, во-первых, не путать с бемольными As и Es, а во-вторых, потому, что такие диезные тональности просто не используются в музыке. Вместо них, за редким исключением, всегда используются бемольные аналогичные тональности B (си-бемоль вместо ля-диез) и F (фа вместо ми-диез).
Вот такая путаница. Стоит сказать, что и латинская, и английская (американская) системы абсолютно верны и нет смысла оспаривать, какая из них «правильнее», просто они используются в разных жанрах и в разных странах. Латинская – это академическая, классическая, профессиональная сфера музыки. Английская – эстрадно-джазовая и любительская музыка. А также профессиональная музыка в США, Великобритании и некоторых англоязычных странах (частично – в Австралии).