Полезное

Родители пианиста: как понять и помочь, если ты не музыкант

В первую очередь, спокойствие, только спокойствие. Главные задачи, которые стоят перед Вами как перед родителем – быть поддержкой, понимать чувства и проблемы ребёнка и организовать подходящую среду, которая способствовала бы обучению юного музыканта.

Начнём со среды: постарайтесь организовать постоянный распорядок занятий, чтобы это было не делом настроения, а полезной привычкой. Хорошо было бы заранее оговорить, в какие часы обычно мы будем заниматься на фортепиано – на первых порах привыкнуть к новому расписанию может помочь обычный будильник. Тогда малыш будет сам знать, что в понедельник он занимается час после обеда и час после ужина, а в среду, например, заниматься будем 40 минут вечером, после кружка футбола.

Конечно, не стоит во время занятий ребёнка отвлекать его, сев смотреть телевизор или включив музыку в другой комнате. Внимание его будет рассеянным, он просто просидит час над клавиатурой, так ничего и не выучив. Может быть, он даже и захочет выучить, но не сможет, потому что внешние звуки будут мешать концентрации и запоминанию, замедляя мыслительный процесс.

В первые полгода-год обучения, если вы располагаете временем, лучше всего сядьте рядом с дочкой или сыном за клавиатуру. Так ребёнок будет чувствовать вашу поддержку и участие. Не пугайтесь непонятных нот и знаков – ваш малыш быстро всё вам объяснит и вы научитесь разбираться не хуже его в начальной базе теории музыки. Ещё лучше – это время от времени посещать занятия ребёнка: многие преподаватели фортепиано всегда рады присутствию родителя на уроке. Так вы сможете понять то, что объясняет педагог. Он посоветует, на что обратить внимание дома, как правильно ставить ноги, держать кисти, локти и плечи, как сидеть на стуле и на какой высоте над клавиатурой должны находиться руки, как выдерживать длительности и считать вслух. Зачастую нужно отрабатывать определённые сложные фрагменты произведения по несколько раз – за это время вы отлично запомните и саму музыку, и то, что требует преподаватель, что не получается, над чем нужно ещё поработать. Таким образом, вы сможете отлично заменять учителя дома, если захотите. Вы не бросаете его трудиться, сами в это время развлекаясь. Поверьте, рано или поздно, но каждый ребёнок это оценит.

Если же вам это кажется сложным или морально вы не готовы к подобным подвигам – ничего страшного, ребёнок позанимается и без вас, просто обеспечьте ему тишину в комнате, отсутствие отвлекающих факторов, а сами займитесь домашними делами, работой или тихим хобби.

Наиболее распространённые задачи, которые требуются от учеников, это:

Ровное выдерживание темпа от начала до конца пьесы. Многие обучающиеся зачастую начинают ускорять игру (особенно это касается этюдов и технических упражнений), что плохо отражается на качестве. Происходит так называемое «заигрывание» – ребёнок привыкает играть некачественно. Если это становится привычкой, то практически невозможно хорошо сыграть в классе, контролируя скорость. Это ускорение обязательно всплывёт на зачёте или концерте, и балл будет снижен. Не говоря уже о замечании педагога. Чтобы помочь маленькому ученику с этой проблемой – отстукивайте «уезжающий» размер карандашом во время игры ребёнка или ещё лучше приобретите метроном – прибор, «тикающий» в разных темпах, скорость которых можно регулировать. Только не заставляйте малыша постоянно заниматься под него: это отобьёт желание заниматься даже у взрослых профессиональных музыкантов. Достаточно того чтобы просто время от времени ( 1-3 раза в неделю) проверять точность темпа каждого произведения. Если возникает темповая или ритмическая сложность в определённом месте – нужно проработать его отдельно.

Ритмические трудности. Это могут быть сложные группировки длительностей, недостаточно понятный ребёнку пунктирный ритм, триоли, украшения и другие трудности, которые будут постоянно выбиваться из ровного темпа и о которые часто будет спотыкаться малыш. Чтобы преодолеть эти непростые такты – проговорите вместе сложный пунктирный рисунок на «та-та-та», простучите, прохлопайте в ладоши медленно, а затем в темпе. После нескольких попыток этот фрагмент непременно получится!

Ведение музыкальной фразы.

Музыка, как и человеческая речь, делится на предложения и фразы – длинные или короткие интонации. Они могут, как и в обычном разговоре, стремиться к кульминационной точке, к вершине, быть подчёркнутыми смыслом литературного текста или красотой созвучий аккордов. Например, ребёнок подготовительного класса играет песенку «В поле на пригорке заинька сидит». Мелодия будет стремиться к самой высокой ноте, а фраза – идти за этой мелодией и следовать за текстом. Слово «заинька» нужно «пропеть» нежным звуком, будто ласково поглаживая его. И само предложение будет начинаться достаточно тихо, затем развиваться громче и громче к середине, а затем снова уходить в тишину. Слово «сидит» нужно будет сыграть совершенно аккуратно и вполголоса. Представьте себе, что каждую фразу вы проговариваете словами – с какой интонацией вы бы говорили? Где повышаете голос, а где понижаете? То же самое и в музыке. Когда же фортепианное произведение написано без слов – в каждом его мотиве слышна внутренняя, скрытая речь. Это мелодия «закрытым ртом». Подумайте, к какой точке она стремится, и проведите туда эмоциональную линию. За ней будет следовать музыка. Наиболее частыми и опасными ошибками у новичков будет дробление фразы на отрывки, нарушающие эту линию. Например, «Ши-ро-ка стра-на-мо-я-род-на-я». А надо: «ШирокааааастранаааамояяяроднАААя» – это единая нить, стремящаяся к этому звуку «А» и эмоционально опадающая после него, переходя в следующую фразу. На каждом уроке об этом будет говорить педагог. Поверьте, послушав однажды занятие – вы поймёте принцип без всякого музыкального образования и сможете контролировать это дома. Или хотя бы не мешать.

– Характер музыки связан с её жанром и смыслом.

Колыбельная будет отличаться от марша и силой нажатия, и ритмикой, и характером игры. Вальс будет романтичным, а полька – весёлой, этюд – более отстранённым, чем строгие и глубокие прелюдии и фуги Баха.

Прежде всего прочтите вместе с ребёнком название. Обсудите его. Пофантазируйте о сюжете. Можно сочинить сказку на тему этого произведения или нарисовать собственную картинку – например, изображение лесного озера или полёта птицы, сверкающей рождественской ёлки или марширующих оловянных солдатиков. Это уже позволит малышу обдумать характер: не будет же он играть, рассказывая историю о лесных феях, долбя по клавишам как будто изображая скачущих лягушек.

Прочтите без ребёнка хотя бы краткую информацию о композиторе, интересные факты о нём, забавные или печальные истории в его судьбе. А потом попробуйте увлечься и с жаром рассказать об этих интересных фактах ребенку. Он непременно заинтересуется и начнёт играть совершенно на другом уровне! И самое главное, представьте себе эпоху, в которой жил композитор. Во времена Баха, в эпоху барокко, играли совершенно в ином стиле, нежели в эпоху классицизма, к которой принадлежали Моцарт и Гайдн. Это отражается и в жанрах. И в стиле игры. Например, классицизм должен играться более «остро», «чётко», с соблюдением сверх-точного ритма и темпа. Зато в романтизме, например, допускается достаточно свободно излагать собственные чувства музыки, отклоняясь от темпа (Рахманинов, Шуман). Подобная особенность касается и жанров. Зачастую сонаты ученикам даются в стиле классицизма, а пьесы – романтизма. Это делается для того, чтобы ребёнок мог почувствовать себя в разных стилях и эпохах, находя собственные предпочтения, формируя хороший вкус к музыке и развивая композиторские способности.

– Динамика. Это обязательные указания в нотах, по которым нужно играть громко или тихо в определённых местах. Громко – форте – пишется в нотах буквой f, пиано – тихо – буквой p. Есть ещё mf – умеренно громко, mp – умеренно тихо. Следя по нотам вы поймете, правильно ли играет ребёнок. Помимо простых указаний громкости есть ещё так называемые «вилочки» – постепенное нарастание звука от тихого к громкому (обозначается как длинные горизонтальные знаки <) и угасание звука от громкого к тихому (обозначается <).

И наконец, самая важная помощь ребёнку – психологическая. Главный принцип здесь: «не навреди». Не стоит заставлять его играть перед друзьями на праздниках, если он не хочет. Не стоит требовать сыграть что-то только потому, что «вы хотите видеть, за что вы платите» или лишь потому что бабушка приехала в гости. Отработка даже примитивнейшей песенки требует от ребёнка огромных энергозатрат и времени. Он не должен играть по первому призыву и развлекать застольную публику, если он внутренне этого не хочет, стесняется или просто ещё не выучил на должном, концертном уровне. Не нужно привыкать играть плохо.

Нужно всегда быть на стороне своего ребёнка, что бы ни случилось. Может сложиться взаимное непонимание с педагогом – и вы должны поговорить, почувствовать и понять его чувства или страх, если он, например, психологически зажимается при преподавателе. В таком случае потребуется чуткость в общении и даже, возможно, перевод к другому учителю по специальности. Знайте: преподаватель должен верить в вашего ученика. А не принижать его усилия и способности. Возможно, сегодня малыш играет пока ещё не как Моцарт, но это не мешает ему полюбить фортепиано и научиться прекрасно музицировать, радуя мир. И вы должны верить в него. А не ставить в пример соседку, одноклассницу, дочку знакомых с работы. Это позволит вам стать его опорой, другом, человеком, который всегда будет верить и поддерживать. И это бесценно.
Интересное